За кулисами неоднозначного перехода Кайри в Селтикс. И то, что он хочет здесь обрести.
Оригинал – Джеки МакМаллен, ESPN.com
Сентябрь 2008. Первый день школы. Некий подросток в панике пытается сориентироваться в коридорах школы Св. Патрика.
Он чувствует взгляды со стороны, слышит перешёптывания и на мгновение сомневается в решении, которое принял.
В академии Монклер Кимберли у него все было в порядке: набрано больше 1000 очков за два года игры, выигран титул штата для средних школ. Все знали не по годам развитого паренька, ради игры которого толпами приходили в залы.
Самый удобный вариант – остаться со своими друзьями детства, товарищами по эпичным уличным противостояниям в игре 21, знавшим его с четвертого класса. Однако, изучая игры турниров AAU, он следил за игрой элиты этих соревнований и думал о том, как с ними сравняться.
Способ был только один.
Он перевёлся в школу Св. Патрика в Элизабет, что около часа езды к югу от Монклер. В этой школе была сильная программа, возглавляемая Кевином Бойлом, стоявшим за успехом Эла Харрингтона и Самуэля Далемберта.
И вот Ирвинг бредёт через океан незнакомых лиц в лабиринте новой школы. К нему подходит юноша.
«Ты кто?» – спрашивает парень незнакомца – «Я тебя первый раз вижу».
Ирвинг не отвечает. Он точно знает, кто стоит перед ним – это Майкл Кидд-Гилкрист, один из самых многообещающих старшеклассников страны. Кайри же пока не особо известен за стенами прошлой школы. Всё же Кидд-Гилкрист услышал от тренера, что этот новенький всерьёз надеется вступить в команду, и Майкл чувствует себя обязанным оценить чужака.
Спустя пару недель, Кидд-Гилкрист то и дело слышит истории о том, что Ирвинга просто невозможно остановить в предсезонных играх, а его броски – это нечто. «И я уже думаю – да ладно, всё равно через меня он не забьет» – МКГ. В первый день тренировок он бросает мяч в Кайри и сквозь полуулыбку бросает вызов: «Ты и я, давай».
После десяти минут поединка к Кидд-Гилкристу приходит полное понимание происходящего. Сперва Ирвинг показал все аспекты магии дриблинга, будто держал мяч на невидимой нити. Рывок налево, потом направо, потом снова налево. Кайри контролировал мяч с необычайной лёгкостью. Затем прорыв вперед и бросок с отклонением как по учебнику. Как только Кидд-Гилкрист пытается пойти на сближение, Ирвинг моментально пролетает мимо него к корзине, завершая действо лэй-апом. Новая команда Кайри наблюдает, стоя в полукруге, за тем, как Кайри доминирует над лучшим игроком в одной из сильнейших школ страны.
Майкл ошеломлён той яростью, с которой Кайри атакует не просто кольцо, но и его самого: «Он вообще не боялся. Он никого не боялся».
Ирвинг и Кидд-Гилкрист поведут команду Св. Патрика к чемпионству в этом сезоне. На следующий год Кайри направится в Дьюк в качестве одного из сильнейших плеймейкеров Америки.
Решение сменить школу было поворотным моментом, давшим ему осознать неутолимый голод к новым вызовам.
«Я должен был показать им, что могу играть наравне с ними», – говорит Кайри. «Немного позже мне уже хотелось показать, что я могу доминировать над ними».
Начало декабря. Кайри сидит на скамейке в зале Кельтов в Уолтэме, объясняя причины, побудившие его оставить Кливленд в прошлом.
«Это было неизбежно», – говорит он –«Я постоянно это чувствовал».
Однако, многие не понимали этого хода. Ирвинг был чемпионом в боеспособной команде с суперзвездой в виде ЛеБрона Джеймса. Кто вообще захочет что-то менять?
Есть одно большое «но». Кливленд уже рассматривал варианты обмена Кайри в июне, задолго до его просьбы. Естественно, как только новость о намерениях Ирвинга просочилась в прессу, о событиях июня предпочли умолчать, а слова Кайри, по его мнению, передали не совсем точно.
«Я не нуждался в том, чтобы все объяснять, так как я знал правду. Они тоже знали», – сообщает Ирвинг – «Неважно, что говорят другие». На момент он вздрагивает и говорит: «Они просто больше не хотели видеть меня частью Кливленда».
Спустя семь дней ЛеБрону Джеймсу задают вопрос о том, правда ли организация больше не хотела иметь дел с Кайри. Его реакция, сопровождаемая улыбкой: «Но это же не имеет никакого смысла». На просьбу журналиста рассказать поподробнее, Джеймс собирается и покидает арену.
Среди членов Зала Славы лишь единицы могут похвастаться победным броском в седьмой игре финала. Кайри сделал его в 24 года, на пятом сезоне своей профессиональной карьеры против Голден Стейт с результатом в 73 победы.
Ирвинга сильно критиковали за первые игры той серии, но... 19 июня 2016 года при равном счёте за 55 секунд до конца матча Кайри получает мяч от ЛеБрона и после пары движений выходит на Стефена Карри. Ирвинг остановился на долю секунды, а затем бросил трёхочковый с отклонением через самого ценного игрока сезона. Он попал и этим прервал долгое и томительное ожидание чемпионства для Кливленда. Немногим позже Дэн Гилберт назвал это владение «самым ценным во всей истории команды».
Ирвинг завершил встречу с 26 очками и 6 подборами, ЛеБрон оформил трипл-дабл и стал МВП финала. Двое обнялись в самом центре площадки.
Спустя 19 месяцев Кайри в Бостоне, а ЛеБрон, по слухам, собирается перейти в другую команду.
Вместе они успели сыграть в трёх финалах и двух Матчах Всех Звёзд за три года. Хотя они не были особенно близки или открыты. Партнёры по команде говорили, что привычка относиться к Кайри, как к младшему брату, казалась Ирвингу отсутствием уважения. Один из бывших товарищей, которому руководство посоветовало не распространяться на эту тему, все же сказал, что ЛеБрон предсказывал МВП для Кайри в ближайшем будущем.
Сегодня, если у Ирвинга спрашивают, как он относится к тому, что Джеймс считал его равным, Кайри отвечает: «Я не знаю, считал ли он так или нет, но мне не важно. Это не то, что может занять мою голову». Близкие Ирвинга настаивают, что уход не был спровоцирован ЛеБроном, и они не удивляются решению Кайри.
В 2015 Ирвинг вошёл в третью символическую сборную НБА и уже было поверил, что такое случится не единожды. Вместо этого последние два года он не попадал в символические сборные: Лиллард, Томпсон и Лоури опередили его в 2016, а Томас, Уолл и ДеРозан – в прошлом году.
«В игре с ЛеБроном есть свои плюсы», – утверждает Кайри – «И он заставляет тебя быть ответственным. Мне было ясно, что мы нуждаемся друг в друге».
Кайри был плеймейкером только на бумаге, в реальности же ЛеБрон управлял атакой в переломные моменты. Это давало результаты. Команда добивалась 54 побед в среднем и попала в три финала кряду. Но Кайри чувствовал, что ему не придают особого значения, даже с учетом того, что процент его использования в комбинациях не пострадал с приходом Джеймса в команду.
«Кайри не был счастлив последний год», – говорит один из бывших партнеров, который общается с Ирвингом регулярно – «Он не был враждебен, скорее отрешён».
«Счастье в НБА приходит и уходит», – говорит Ченнинг Фрай – «Кайри имел полное право идти туда, куда посчитает нужным».
«Я видел его подъёмы и спады», – отмечает Иман Шамперт – «Мы друзья, друзья помогают друг другу».
На одной из немногочисленных тренировок в разгаре сезона Тайрон Лю подозвал Кайри к себе.
«Кай», – сказал Лю.«Я хочу, чтобы ты играл быстрее».
«Почему?» – спросил Кайри.
«Если мы играем быстрее, легче создавать ситуации для броска».
«Мне не нужно это делать. Я могу создать себе ситуацию, когда захочу».
«Я не о тебе, а о Джефферсоне и Смите».
«А, это работа нашего №23».
Лю закончил диалог и ушёл, качая головой. И Лю, и Хэнди подтвердили, что инцидент был, но отказались что-то добавить. «Кайри – прекрасный игрок. Скажите, что я желаю ему всего наилучшего», – добавил Лю.
Ирвинг утверждает, что разговор с Тайроном не был окончен: «Он подходит ко мне и говорит, что надо играть быстрее, а мы тогда проиграли несколько матчей, и я, возможно, не хотел это принять на тот момент».
Как только сезон 2016-17 завершился, Ирвинг начал зарабатывать миллионы. У него была своя линия обуви. Он снова был в финале. Но ему чего-то недоставало. «Иногда в поиске того самого можно потеряться», – отмечает Ирвинг – «Я хочу быть звездой. Хорошо. Я хочу быть МВП. Хорошо. Хочу стать чемпионом. Хочу набирать столько очков, быть лучше, чем тот игрок. Хочу иного отношения прессы… Когда начинаешь формулировать, понимаешь, что всё не то. Как-то раз я отрешился от этого и начал смотреть на вещи иначе. Стал искать то, что сделает меня по-настоящему счастливым».
Нет ничего, что доставляет Ирвингу больше радости, чем повышение планки.
В Кавс он просил Шамперта защищаться против него на бросковой тренировке, а не просто подавать мячи. Иман мог внезапно броситься на него в попытке заблокировать. «Благодаря этому Кайри мог оттачивать навык внезапной смены угла броска», – утверждает Шамперт.
Когда Маркуса Смарта попросили описать тренировку Кайри, он сказал: «Иногда он усложняет все до такой степени, что это кажется ненужным. Так он подталкивает себя».
В игре с Торонто в своем втором сезоне Кавс отставали на два очка за 12 секунд до конца. Байрон Скотт сказал, что все должны оставить Кайри один на один. Два очка переведут игру в овертайм, а три принесут победу. Кайри забил победный трёхочковый с 28 футов через ошеломленного Алана Андерсона.
«Он живёт ради таких моментов. Передайте ему, что желаю только успехов», – сказал Скотт.
Роль Кайри поменялась в одно мгновение с приходом Джеймса в 2014. ЛеБрон вернулся отчасти из-за того, что был заинтригован молодым дарованием. Присутствие ЛеБрона стало сложнейшим испытанием для Кайри. «Я уже играл против него, но теперь я должен доказывать не только ему, но и всей команде, что могу повышать свой уровень», признаётся Ирвинг.
В 2010 он сомневался, какую сборную стоит представлять на чемпионате Мира: США или Австралию. Этот выбор закрывал для него путь назад и застолбил бы за ним статус игрока той или иной страны. Играть за Австралию было бы проще, так как он был бы лидером команды. После разговора с Майком Кшишевски, Ирвинг выбрал США. В 2014 он стал МВП чемпионата мира, а в 2016 – стартовым плеймейкером команды на Олимпийских играх.
«Испытания делают нас теми, кто мы есть. Бороться со страхом неудач, доказывать всем, что ты что ты лучший в своем деле, что ты готов к сложностям… Вот такие вещи меня интересуют», – признается Кайри.
Спросите игроков Кливленда сегодня, и большинство скажет, что не испытывают негативных эмоций к Ирвингу, даже после его перехода в стан прямого врага. Многие сохраняют с ним хорошие отношения. Тристан Томпсон: «Некоторые вещи важнее баскетбола».
Стоит отметить, что к отцу Кайри, Дредерику, офис Кавс относится крайне негативно. Один из менеджеров сказал: «Он забил Кайри голову всеми этими идеями, будто мы недолюбливаем его».
Дредерик вырос в Бронксе. Бывший звёздный игрок университета Бостона вырастил Кайри и его сестру Азию. Мать Ирвинга, Элизабет, умерла, когда ему было четыре года. В первые годы Кайри в НБА Дредерик довольно болезненно переносил моменты, когда, по его мнению, с сыном поступали несправедливо.
С переездом Кайри в Бостон Дредерик старается держаться в стороне: «Я люблю своего сына, горжусь им. Пока с ним все хорошо, я буду просто зрителем».
Его сын стал довольно активен в медиапространстве после поражения в финале. Кайри уже хотел было обсудить свое будущее, но контракт генерального менеджера истек, а нового утвердили больше чем месяц спустя. Стоит отметить, что владелец коменды, Дэн Гилберт, ни разу не продливший контракт ни с одним генеральным менеджером, принимал главные решения для команды.
В середине июня, перед уходом Гриффина, лига обнародовала потенциальную сделку для трех команд, в которой Ирвинг и Фрай перешли бы в Финикс, а Кливленд получил бы Пола Джорджа и Эрика Бледсоу. Финикс отказался, не желая расставаться с пиком на драфте, под которым они планировали взять Джоша Джексона.
Никаких официальных запросов от команд не поступало, но новости о потенциальном трейде Кайри застали его врасплох. Он был убеждён, что ЛеБрон и компания, в которую входил и Бледсоу, стояла за всеми слухами.
Лига и Кливленд опровергают это, заявляя, что инициатором был Гриффин. Он хорошо знал Кайри, чувствовал его недовольство и был готов на случай, если тот попросит обмена. Однако, с его уходом прекратились и все разговоры по обмену. Немногим позже, по данным лиги, Кавс попытались провернуть сделку с Денвером и Индианой, но безуспешно.
Возможно так и есть, что всё это было неизбежно. Скотт говорит: «Кайри из тех игроков, которым становится скучно после пары лет. Он отличается от многих. Ему нужен постоянный вызов, он хочет испытаний».
Ирвинг и его агент, Джефф Векслер, говорили с Дэном Гилбертом 9 июля в Квикен-Лоанс арене. В беседе они узнали о планах ЛеБрона на будущее, а взамен предоставили список команд, в которые Кайри был бы не против перейти. Это были Сан-Антонио, Нью-Йорк и Миннесота.
Бостон не был упомянут, но позже Гилберт очень заинтересовался пиками Кельтов, которые те получили в сделке с Бруклином. Позже Гилберт попытался добиться у ЛеБрона обещания остаться не только на следующий сезон, но Джеймс такого обещания не дал.
Бостон был многообещающей молодой командой с богатой историей, ценными пиками и отличным тренером в лице Брэда Стивенса – прекрасный сценарий для Ирвинга.
«Во всём этом есть одна недосказанность. Меня обменяли в Бостон, я до последнего не знал, куда попаду. Были разговоры о том, хорошее это место или нет, но процесс отличался от рекрутинга», – говорит Ирвинг.
После встречи с Ирвингом Гилберт полетел в Лас-Вегас на матчи Летней лиги. Источники команды подтверждают, что Дэн беседовал с менеджментом и вскоре после этого детали беседы с Ирвингом и Векслером начали просачиваться в прессу.
«Я пытался быть профессионалом в тех переговорах с Гилбертом», – говорит Кайри – «Я выразил то, что у меня на душе, и мы попытались определиться с тем, что делать дальше. Надеялся, что всё будет конфиденциально. Не буду показывать пальцем и кого-то винить, хоть и знаю, что это сделают за меня, но всё, что произошло, расстраивает. Сейчас все пытаются понять, почему я это сделал. Я такой. Я эдакий. Я эгоистичен… и так далее. Ничего страшного нет, потому что всё это неправда. Просто шумиха».
Кшишевски недоволен тем, что естественное любопытство Кайри воспринимают как эгоизм: «Люди хотят найти те самые факты, доказывающие, почему он сделал это, но личного мотива нет, он не пытался кому-то навредить. Ирвингу 25 лет и он говорит, что может сделать больше и не боится пытаться. Немногие люди сделали бы это, и мне нравится, что Кайри решился».
Конец октября. Терри Розир лежит на массажном столе, закрыв глаза, пока специалист разминает его тело после игры в Милуоки. Внезапно, Терри слышит шуршание, но он слишком расслаблен и не поднимает голову, пока массажист не начинает стучать по его спине в довольно необычном стиле. Розир смотрит по сторонам и разрывается от смеха, увидев, что «массажист-на-замену» не кто иной, как тоже смеющийся Кайри.
Месяцами ранее, до того, как сделка была совершена, он слетал в Бостон, прошёл медосмотр и закинул шорты Селтикс в свою сумку. 22 августа, когда сделка была официально объявлена, Кайри говорит, что снова надел шорты и скакал по всему дому от радости.
Розир признаётся, что Кайри сказал ему, что не испытывал такую радость от баскетбола уже многие годы. Ирвинг не чувствует напряжения, его принимают. «Возможно, он потерял часть себя в Кливленде», – думает Терри.
Кшишевски говорит, что столь яркой личностью Кайри является в Бостоне из-за той роли лидера для молодых игроков, которая от него требуется. «С ЛеБроном в Кливленде от него такого не просили».
Генменеджер Селтикс, Дэнни Эйндж, сравнивает Ирвинга с Лэрри Бёрдом, который мог быть или интровертом, или экстравертом, в зависимости от ситуации. Бёрд старался избавиться от внимания, если чувствовал, что его слишком много, но в моменты, когда это было нужно, он всегда принимал вызов и брал инициативу на себя. «В этом они с Ларри одинаковые», – говорит Эйндж.
Бёрд был лидером, которому были чужды чувства. Ирвинг все ещё входит в эту роль. «Когда он появился здесь, мы говорили о всем хорошем и не очень хорошем, что Кайри сделал, на кого он хочет быть похож, как он видит собственное развитие», – отмечает Дэнни.
Ирвинг прибыл в Бостон в состоянии эйфории и энтузиазма, однако, спустя 315 секунд первого матча сезона весь энтузиазм был поставлен под вопрос травмой Гордона Хэйворда, подписавшего контракт с Селтикс в июле.
«Я был в печали, так как именно я отдал тот пас», – говорит Кайри о комбинации, скорее всего, стоившей Гордону сезона – «Много игроков собрались в одном месте, Гордон прыгнул и не видел, куда приземляется. Я так жалею о том, что отдал тот пас».
Травма Хэйворда существенно подкосила ожидания от сезона и в разы усложнила работу Кайри. Вопреки всему, Ирвинг выдавал сумасшедшие показатели в проценте попаданий и защитной эффективности.
«От него не было ничего эгоистичного. Этот парень здесь определённо ради всей команды», – говорит Маркус Смарт.
И действительно, после поражения от Юты 15 декабря, игры, изобилующей плохими бросками и защитными провалами, Ирвинг, смазавший 14 из 25 попыток, спокойно напомнил товарищам по команде и тренеру, что сезон продолжается.
«Он не подвержен тревогам и это я в нем особенно ценю», – говорит Стивенс – «Наверное, очень сложно избегать этого, когда все взгляды прикованы к тебе».
Когда Кайри был в четвёртом классе, он написал на листке бумаги свою цель в жизни так ясно, как только это может сделать десятилетний мальчик: Играть в НБА.
Он достиг этого. Следующая цель все ещё ставится в то время, как он преодолевает препятствия, которые целенаправленно создаёт. Его уже очень любят в Бостоне. Постоянные крики «МВП» слышны в ТД Гардене.
«Я счастлив», – заявляет Ирвинг – «Счастлив быть частью процесса развития франчайза, стараюсь по-полной воспользоваться этим опытом. Иногда ты воспринимаешь вещи как данность».
«Я осознаю, что как только пользуешься моментами пребывания с замечательными людьми, у которых можешь научиться и применить этот опыт к своей жизни, только тогда возникает чувство завершённости».
Кайри никогда не задумывался о том, как события могли сложиться, не уйди он из Монклер Кимберли, где мог спокойно записать на свой счет 2000 очков или выиграть ещё один титул, или наслаждаться зоной комфорта со старыми друзьями.
Это было бы легче, но легче – это не о Кайри. Его гонка за величием продолжается, как бы он его ни определял и где бы ни искал.
(Перевод - Антон Певневец).