Что делает лучших звезд Евролиги особенными
Кевин Пангос («Жальгирис»)
Лучший прием: резкий проход в обе стороны с постоянной сменой направления и моментальной остановкой
Канадец из Гонзаги всю жизнь мечтал стать Стивом Нэшем и к 24 годам, наконец, повел за собой команду, второй год подряд являющуюся главным откровением Евролиги. С героем молодости у него есть кое-что общее: в Европе Пангос – один из лидеров по результативным передачам (6,4) и эффективности с игры (50% двухочковых и 48% трехочковых). Но манера игры у них сильно разнится: Пангоса часто используют без мяча, как снайпера, выходящего на получение, а в окрестностях кольца он прибегает к флотерам, а не нэшевским «скупам».
Участь в колледже, Пангос брал уроки карате для того, чтобы развить у себя скоростные качества. Сложно сказать, как это помогает, но скорости у канадца хватает, чтобы выбиваться из разряда типичных европейских разыгрывающих: он способен за счет смены направлений раскачивать лучших опекунов. Подобное умение в Евролиге сразу же выводит его обладателя на место безусловного лидера команды.
Брэд Уонамэйкер(«Фенербахче»)
Лучший прием: кроссовер под левую руку
Американский разыгрывающий играет в Европе уже очень давно и все никак не уедет.
За это время его очень хорошо изучили: все знают, что если чуть-чуть приоткрыть Уонамэйкеру проход в правую сторону, то он нырнет туда головой вниз и пробьется через защиту любой плотности. Поэтому дошло до того, что он показывает проход вправо, затем меняет траекторию движения и менее энергично, но вполне уверенно решает вопросы с помощью левой руки.
Уонамэйкер – самый мощный разыгрывающий во всей Евролиге. 193 сантиметра, гиператлетизм, готовность воспринять любой контакт – неслучайно, он лидирует в Европе по количеству штрафных бросков среди первых номеров. Если американец прорвался с периметра, остановить его в «краске» очень сложно.
Норрис Коул («Маккаби»)
Лучший прием: проход в левую сторону и бросок от щита
Последний раз, когда Коул выходил на площадку в НБА, он выглядел как прогнившее бревно и не мог не только никого обыграть, но и в целом обращался с мячом так, как будто увидел его во второй раз в жизни.
В Евролиге двукратный чемпион НБА смог все же взять себя в руки, хотя в розыгрыше он участвует больше как вторая опция. В таком статусе рядом с пойнтфорвардом Леброном он завоевывал титулы, в таком статусе ему комфортнее и в «Маккаби», где Пьер Джексон возится с мячом гораздо больше.
В Евролиге Коул не только забивает трехи из угла и несется в отрывы, но еще и вернулся к загадочному образу, тяготеющему к проходу в левую сторону. Ему так удобнее. Вернулась и еще одна классическая для него штука: американец любит флотеры и броски со средней, но почему-то очень часто они сваливаются в кольцо от щита.
Эндрю Гаудлок («Милан»)
Лучший прием: трехочковый с ведения
Прошли те дни, когда Мини-мамба казалась исключительной: когда Гаудлок зажигал за УНИКС и тащил казанцев в одиночку, когда Гаудлок приехал к тренеру Обрадовичу, был важным игроком в команде уровня «Финале четырех» и попал во вторую символическую пятерку.
Со всем этим покончено.
Гаудлоку – 29 лет. И его образ кажется законченным: он очередной беззаботный стритболист, пытающийся заработать в Европе. Удивительно, что в Евролиге вообще остаются команды, которые верят, что их тренер сможет обуздать это мощное природное явление.
Своеобразную исключительность при этом Гаудлок сохраняет: он один из немногих людей в европейском баскетболе, умеющих исполнять трехочковый с ведения. Пьяниджани очевидно пытается сократить количество выброшенных мячей с дистанции в пользу проходов и обыгрышей в «краске», но не стоит забывать, что такое уникальное достоинство у защитника сохраняется.
Кори Хиггинс (ЦСКА)
Лучший прием: пауза на дриблинге
Отъезд Теодосича и Джексона и задействование ДеКоло в роли плеймейкера дали лучше прочувствовать сильные стороны Хиггинса. Раньше он больше фигурировал в качестве адресата передач, караулил попытки в углу, выкладывался на своей половине.
Появления в качестве солиста были скорее эпизодическими. В третьем матче плей-офф в Басконии судьи свистели все подряд, и Итудис использовал Хиггинса в качестве главного инструмента для атаки – тот разбрасывался кроссоверами и следил за тем, чтобы кто-нибудь бросился на него, а когда это происходило, подставлялся и отправлялся на линию.
В этом сезоне такого рода номеров в исполнении Хиггинса гораздо больше. Он превратился в одного из основных созидателей ЦСКА, а не просто человека, который может, выходящего со скамейки. Кори очень хорошо читает намерения защитника и подстраивается под него: его плечи неизменно сохраняют вертикальное положение и направляют оппонента по ложному следу, а их обладатель резко меняет направление и уходит в другую сторону.
Тэйлор Рочести («Црвена Звезда»)
Лучший прием: трехочковый с ведения
Рочести – один из самых необычных защитников в Европе, такой Теодосич для бедных. У него впечатляющая эффективность, учитывая загруженность и низкий уровень партнеров – 14 очков, 5,2 передачи, 57% двухочковых, 38% трехочковых. У него очень интересный набор движений – флотеры, броски с ходу, очень сложные передачи. У него есть тенденция в самые неожиданные моменты ловить кураж…
Но прямой корреляции с результатами все это не имеет.
Когда-то Рочести неожиданно появился в плей-офф лиги ВТБ с выше обозначенным набором и привел «Нижний Новгород» в финал. Теперь всех его достоинств хватило лишь на то, чтобы реабилитировать их обладателя после сомнительных сезонов в «Маккаби» и «Локомотиве».
Торнике Шенгелия («Баскония»)
Лучший прием: евростеп
Шенгелия – самый технически грамотный «большой» в Евролиге. Он редко оказывается на дуге, но вполне достойно там смотрится – даже в «Басконии» у него 32%, в ЦСКА это было бы как минимум 40. Он убедительнее всех играет спиной – когда грузин в хорошем настроении и раскручивает свои дримшэйки в усах, отбиться от него практически невозможно. Но самое главное, что он охотно опускает мяч вниз и атакует с ведения, коряво, антиэстетично, но уверенно и с пониманием.
Необъяснимые перепады в его игре, видимо, смущают не только меня, но и руководителей больших клубов, которые ждут, когда Шенгелия все же примирится с самим собой и найдет способ наливать стабильно в каждом матче. Судя по этому сезону, такое понимание где-то близко.
Серхио Родригес (ЦСКА)
Лучший прием: перевод за спиной и трехочковый с ведения
Родригес сам признает, что Серхио Юль быстрее, чем он, но поверить в это все равно довольно сложно: армейский испанец так ловко все делает, что выглядит словно невесомым, почти парящим над паркетом.
Самое непостижимое в Родригесе – то, что при этом он иногда зарывается, отдает мяч партнерам, а сам действует в качестве отвлекающего элемента, куда-то пропадает, дает себя вывести из игры жесткими заступами на пик-н-роллах.
Зато когда он в огне, он превращается в одного из самых зрелищных игроков Европы, того самого MVP с «Реалом», и показывает все богатство арсенала. Здесь и очень низкий дриблинг, и бесконечные кроссоверы, и желание поймать на паузе, и переводы за спиной, и евростепы, и неуловимые ин-эн-ауты.
В Европе лучшие команды не отдают мяч в безраздельное пользование конкретным игрокам, а потому главная способность Родригеса для ЦСКА – это трехочковые с ведения, после пик-н-ролла, но даже их он умудряется периодически украшать необязательными, но исключительно затейливыми элементами.
Василис Спанулис («Олимпиакос»)
Лучший прием: стэпбэк
Спанулис ощутимо постарел, но даже со своим возрастом умудрился обеспечить финал «Оли» в прошлом сезоне.
Из индивидуально значимых приемов грек обладает одним – он делает отпрыжку и успевает подобраться для броска.
Но по-настоящему великими его сделал опыт работы с великими тренерами.
Благодаря Обрадовичу Спанулис превратился в короля пик-н-роллов.
Благодаря Ивковичу появилась то, что называется «комбинация имени Спанулиса»: разыгрывающий отдает мяч, убегает, а потом возвращается за ним и оказывается совершенно открытым после получения.
Три этих компонента создали одного из величайших баскетболистов в истории Евролиги.
Ник Калатес («Панатинаикос»)
Лучший прием: пауза на дриблинге
Вообще у Калатеса обманчиво примитивный дриблинг: обычно он высовывает одну из рук так, что воздвигает невидимую преграду, подвешивает на нее опекуна и продирается под щит. Из-за того, что грек – главный амбал среди разыгрывающих, это работает практически всегда. Он любит продавливать задом, вызывающе напирает массой за шесть метров от кольца, отпихивает уступающего ему в силе защитника руками и при этом обладает отличным видением площадки. Пока его визави думает лишь о том, как бы ни завалится под напором грека, и отступает назад, тот мгновенно видит какой-нибудь симпатичный разрез для паса.
Но за всей этой брутальностью время от времени проскальзывает американская школа. Калатес вырос во Флориде и с мячом обращается на высочайшем уровне – сам по себе он чужд эстетики и предпочитает налегать на физику, но частенько из-под этой давящей лысой мускулинности прорываются какие-то несовместимые с ней переводы за спиной, шоуменские показы и непонятно откуда лезущий комплекс обманных движений.
Георгиос Принтезис («Олимпиакос»)
Лучший прием: энциклопедический набор корявых полукрюков из поста
Нет в Европе никого, кто мог бы соперничать с греческим форвардом по эффективности работы под щитом.
Принтезис не уехал в НБА не только потому, что без памяти влюблен в «Олимипакос», но и из-за проблем с амплуа: в Америке он бы провалился между позициями – без стабильного трехочкового не смог бы играть на третьем номере, без впечатляющих антропометрических данных стал бы жертвой в качестве четвертого номера.
Зато на уровне Евролиги Принтезис сам всех подавляет неевропейским атлетизмом, резкостью, татуировками и несовершенной, но зато эффективной техникой.
Казалось, той немыслимой закидушки через голову Кириленко вполне хватило бы для того, чтобы запомниться. Но Принтезис с тех пор ужалил ЦСКА такое количество раз, как будто отвечал каким-то невидимым скептикам, сомневающимся в том, что то самое попадание не было случайным.
Неманья Недович («Уникаха»)
Лучший прием: кроссовер под левую руку, евростеп
Сербский разыгрывающий постоянно страдает от самых разных недугов, но, к счастью, они не сказываются на его игре: еще полтора года назад он чуть не завершил карьеру из-за какого-то сложного повреждения бедра, а в этом сезоне он превратился в одного из лучших бомбардиров Евролиги и человека, определяющего нападение «Уникахи». Недовича вроде бы сватали в ЦСКА на место Аарона Джексона, но некоторые очень серьезные обстоятельства потребовали его присутствия в Малаге: было бы интересно взглянуть на него в самой эффективной системе европейского баскетбола, но Недович в одиночку – это тоже очень зрелищно.
Недович как никто в Европе сочетает мощь и грацию. Он вроде бы не уступает в физике людям вроде Калатеса и Уонамэйкера, но его атлетизм уходит на второй план, когда он начинает кружить голову кроссоверами, евростепами, длинными паузами, за которыми следует резкое изменение траектории, готовностью сбить с ног разными маневрами, а потом отпрыгнуть стэпбэком и пальнуть с дистанции.
Недовичу – 26, и он входит в самый сочный период карьеры. Главное, чтобы здоровье не подводило.
Эрик Грин («Валенсия»)
Лучший прием: бросок с отклонением
Грин всем понравился в «Олимпиакосе», но там он играл роль такого скромного провинциального юноши, которого позвали посидеть за праздничным столом, коли уж заглянул на огонек. Рядом со Спанулисом, Принтезисом и прочими он был просто еще одним снайпером на слабой стороне – попадал он 47% трехочковых и делал еще кучу всего полезного, но вряд ли у кого-то есть сомнения, что рядом с такими партнерами можно выглядеть гораздо лучше, чем ты есть на самом деле.
Потом Грин сменил команду и решил стать лидером «Валенсии», действующего чемпиона. Ну или не решил, а просто так получилось.
«Валенсия» далеко не «Олимпиакос» и естественным образом завалилась на дно. Но о самом Грине такого сказать нельзя: он один из самых агрессивных игроков Европы, старается самостоятельно компенсировать любые недостатки нападения испанцев и при этом его эффективность в связи с разным классом партнеров вообще не пострадала (все те же 47% из-за дуги).
Нандо ДеКоло (ЦСКА)
Лучший прием: евростеп
У ДеКоло куча не особенно выдающихся достоинств: поход в правую сторону, вскрывающий любую защиту, резкая остановка с производством среднего броска, стэпбэк в левую сторону на периметре и последующий трехочковый. Все это вряд ли впечатлит хоть одного баскетбольного гурмана, но в комплексе производит завораживающий эффект абсолютного совершенства (55% двухочковых, 50% трехочковых).
Отсутствие какой-то магии, правда, заставляет думать, что ДеКоло совсем не лукавит, когда говорит, что ЦСКА – это лучшее, что с ним случилось. Вернее, не сам ЦСКА, а Итудис. Греческий мастер пик-н-роллов, хэндаутов и прочих изоляций сделал для француза больше, чем любой другой тренер в его карьере. А ведь ДеКоло играл у Грегга Поповича.
Лука Дончич («Реал»)
Лучший прием: стэпбэк
Главный и недооцененный тренд сезона – Дончич вроде бы нашел свое место на площадке. Это все время оставалось в тумане: то ли он второй, то ли он третий, то ли он чересчур упитанный, то ли немного игнорирующий тренировочный процесс. Но так казалось, когда рядом были Драгич и Юль.
Едва перед ним открылась позиция первого номера, как словенец превратился в европейскую суперзвезду. Когда у него мяч, он гораздо лучше может показать свои сильные стороны – видение площадки и помощь партнерам, созидание в более удобной позиции, больше атак через пик-н-роллы.
У него вроде бы нет взрывной скорости, но это совершенно не мешает ему подпитывать энергетическими всплесками одно из лучших нападений в Евролиге.
Дончич – большой игрок, он очень хорошо читает защиту и опекунов, очень хорошо владеет своим рыхлым телом и мячом и обладает сумасшедшими бросковыми данными.
Все знают, что в любой непонятной ситуации он предпочитает стэпбэки, но он умудряется это знание обращать против защитника.
Алексей Швед («Химки»)
Лучший прием: кроссовер и трехочковый с 7 метров
Самое классное умение Шведа – это зависать в воздухе и производить коррективы прямо там: он часто разворачивается в полете, делает поправку на защитников, ухитряется забивать суперсложные броски.
Собственно благодаря этому он и является игроком, за которым интересно следить при любых обстоятельствах.
Да, он любит бросать с ведения при значительной разнице от кольца.
Да, он легко идет в проходы, раскачивая оппонентов кроссоверами и пробираясь в туннели на своих башмаках с крыльями.
Да, он быстрее, резче, техничнее, пластичнее, чем кто бы ты ни было еще в Европе.
Но особенным его делает именно тяга к иррациональным броскам. Здесь источник одновременной любви и ненависти, которые везде сопровождают Шведа.